Пользовательского поиска
|
психологических проблем.
1.2. Опросники
«Это группа психодиагностических методик, в которой задания
представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения
данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных
диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники
личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не
может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение
человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия».
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные
самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными,
бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с
предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые
опросники).
В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты
ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них.
Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов
(например, «да», «нет»; «да», «нет», «затрудняюсь ответить»). Достоинством
закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных,
четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с
тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают
затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.
Открытые опросники предусматривают свободные ответы
без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению.
Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к
стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение
развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа
ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их
оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие
затраты времени.