Пользовательского поиска
|
результаты будут либо соотноситься с определенной системой
отсчета, либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух
типах диагноза.
Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия
какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностировании данные об
индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся, например, с
нормой (при определении патологии развития) или с каким-то критерием.
Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или
группы испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств. Для
этого требуются сравнение получаемых при диагностировании данных внутри
обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех
или иных показателей, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней
развития изучаемых особенностей путем соотношения полученных данных с критерием
(например, социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики
призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом
для формулирования психологического диагноза.
В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного
психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан
другому специалисту (например, учителю, врачу и др.), который сам принимает
решение о его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может
сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и
предназначаться не только специалистам (педагогам, дефектологам, практическим
психологам и др.), но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем на
основе проведенного обследования сам психодиагност может строить
коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с
испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий изучение
разных видов психологической деятельности).
Таким образом, диагностика предполагает обязательное
сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть
сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц, по поводу
выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических
особенностей.
Цель работы: определить
активные методы психодиагностики.