Пользовательского поиска
|
Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения
связаны с неврозами. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у
высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей
среды, к разного рода конфликтам.
Нет единого мнения и в отношении мотивационных характеристик
креативности. Согласно одной точке зрения креативный индивид пытается наилучшим
образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям,
выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые
способы деятельности. Согласно другой точке зрения мотивация креативных детей
основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип
интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время
широко изучается психологами. Признается связь креативности с творческими
достижениями личности, однако сущность этого свойства пока до конца не
выяснена. Нельзя пока с полной уверенностью отделить его от интеллекта в
традиционном понимании. Не найдены и надежные способы измерения креативности.
«Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его
сотрудниками в 50-е годы.
Эти методики, известные как Южнокалкфорнийские тесты, измеряли
особенности одного из типов мышления, названного Гилфордом дивергентным. Было
разработано 14 тестов. В первых 10 от испытуемого требовалось дать словесный
ответ, а в последних 4 составить ответ на основе изобразительного содержания.
Примеры вербальных заданий:
1. Легкость словоупотребления. Напишите слова, содержащие
указанную букву («о»: ноша, горшок, опять...).
2. Легкость в использовании ассоциаций. Напишите слова,
сходные по значению с данным словом («тяжелый»: трудный, веский, суровый...).
Пример изобразительного задания.
Оформление. Контуры общеизвестных объектов необходимо
заполнить как можно большим числом деталей этих объектов и др.