Пользовательского поиска
|
определяемую с помощью специальных тестов, ученые получили противоречивые
результаты. Однозначного ответа на вопрос, связаны ли между собой интеллект и
креативность, на основании этих результатов дать невозможно.
Если же вместо измерений по тестам использовался другой способ
оценки креативности — по уровню творческих достижений в том виде деятельности,
которым занимались испытуемые, — то получали однозначные результаты, свидетельствующие
о разделении креативности и интеллекта. Некоторые ученые рассматривают
креативность как одну из сторон интеллекта, не измеряемую традиционными
интеллектуальными тестами. Они основываются на результатах исследований,
показывающих зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера
усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Во всех странах
дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки
по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов.
Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет,
воздействуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее. От каких
показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия?
Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством
информации и большой свободой, вольной атмосферой.
«Исследования свидетельствуют о большой роли личностных
особенностей в развитии креативности. Личностный подход в изучении
креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам,
включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с
креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые
личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство,
непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных
индивидов от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о
существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности
некреативной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи,
показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов
совпадают». Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на
основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.