Пользовательского поиска
|
ситуаций.
Было признано, что последняя (креативность) зависит от
способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром
темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта
— как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и
формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими
достижениями личности.
Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях.
Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и
ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.
Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее
психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и
характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.
«Попытки определить креативность посредством познавательных
переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и
познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили
16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих
креативность».
Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в
единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на
другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от
общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в
окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность
(логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность
ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).
Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентность мышления, которое
проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или
раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения
(в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или
«подходящее» решение проблемы).
Исследуя различного рода способности, представляющие интеллект, измеряемый традиционными интеллектуальными тестами, и креативность, также