Пользовательского поиска
|
Сначала экспериментатор предъявляет испытуемому первую таблицу с
9 фигурами и просит его запомнить эти фигуры. Время экспозиции первой таблицы
10 с. Затем испытуемому немедленно предъявляют вторую таблицу, где виденные
им 9 фигур разбросаны среди других (общее число фигур в этой таблице — 25).
Испытуемый должен показать те фигуры, которые он видел на первой таблице.
Обработка результатов состоит в подсчете числа правильно и неправильно узнанных
фигур. Узнавание оценивается по коэффициенту узнавания, который подсчитывается
по формуле где М — число правильно узнанных фигур; N — число
неправильно узнанных фигур.
Оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе
результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной
кратковременной памяти».
«Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А. Р.
Лурией, выявляет объем кратковременной памяти. Материалом для запоминания
являются слова.
Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой
связи. Предлагается использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул,
вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Перед началом эксперимента дается
следующая инструкция (предложена С. Я. Рубинштейн): «Сейчас я прочту 10 слов.
Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повтори столько слов,
сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.
Понятно?»
Экспериментатор медленно читает слова, произнося их четко.
Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако
известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7
± 2 единицы информации».
1.6. Креативность и ее диагностика
Наряду с интеллектом в англо-американской психологии в середине 50-х годов выделилось и приобрело большую популярность изучение особых способностей, названных креативностью (от лат. creatio — создание, сотворение). Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных