Пользовательского поиска
|
с детьми, помимо особенностей восприятия и мышления,
диагностируемых с помощью интеллектуальных тестов, все же возникает
необходимость оценить особенности памяти и внимания. Это важно, когда
психодиагност имеет дело с ребенком, подозреваемым в интеллектуальном
снижении. Часто это бывает следствием задержки психического развития или
умственной отсталости, вызываемых органическими повреждениями центральной
нервной системы, а также соматических заболеваний. У таких детей нарушены не
только восприятие и мышление, но и функции памяти и внимания.
В чем проявляются нарушения памяти? Продуктивность непроизвольного
запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами
смыслового заучивания (смысловой группировкой, повторением, проговариванием
вслух). Они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного
(неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже
называли их). Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности,
что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное.
Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном
повторении несложного текста допускается много ошибок.
Таким образом, диагностируя особенности памяти, следует обращать
внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого
процесса мнеми-ческой деятельности, а также на характер ошибок.
Память имеет многие
характеристики, различаясь по наличию или отсутствию установки на запоминание —
непроизвольная и произвольная, по времени сохранения — кратковременная
и долговременная, по характеру запоминаемого материала — вербально-логическая,
образная и эмоциональная, по способу запоминания — механическая и
смысловая. Одним из самых важных показателей памяти, по ко^ торому
достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем
кратковременной памяти. Опишем несколько методик, применяемых в работе с детьми
для оценки объема кратковременной памяти.
«Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковременной
образной памяти. Стимульный материал состоит из двух таблиц с разными
графическими изображениями.