Пользовательского поиска
|
человек приобрел в своем прошлом опыте). В некоторые
интеллектуальные тесты включаются субтесты, диагностирующие память (например,
в тесты Векслера и Амтхауера). Это, скорее всего, связано с теми специфическими
задачами, для решения которых разрабатывались тесты. Так, появление субтестов
«Повторение цифр» и «Повторение предложений» в шкалах Векслера связано с тем,
что они служат средством не только психологического, но и психиатрического
диагноза. В тесте Амтхауера субтест на запоминание используется для
диагностики практических способностей в целях проф-консультации. А. Бине,
неоднозначно относившийся к диагностике памяти и то включавший субтест на
память, то исключавший его из своих шкал, считал, что память в действительности
не интеллект, а только «великий имитатор его».
В целом отношение психодиагностов к измерению памяти у индивидов,
не имеющих отклонений в умственном развитии, таково: показатели непроизвольной
и механической памяти не являются показателями умственного развития; лишь в
тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его
действия опос-редуют процессы запоминания и воспроизведения, можно установить
связь между последними и интеллектуальным развитием. Однако главный фактор все
же мышление: от него зависит произвольное и смысловое запоминание, и поэтому
можно ограничиться диагностикой мышления.
Внимание у нормального в психическом отношении человека также
находится в пределах нормы (что не исключает изменчивости его характеристик в зависимости
от психических состояний). Кроме того, внимание — специфическая психическая
функция, его показатели определяются интересами, склонностями человека. Если
при выполнении деятельности у человека нет положительной мотивации, его
внимание может быть неустойчивым, с низкой концентрацией. Поэтому так сложно
оценить внимание с помощью психологических методик: его низкие показатели у
испытуемого могут объясняться не нарушениями, а низкой мотивацией при
выполнении экспериментальных заданий. Это особенно важно учитывать при диагностике
детей. Всем известно, насколько усидчивым может быть ребенок, как долго он
может без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребенка
невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему неинтересно.
Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в работе