Пользовательского поиска
|
Общими
характеристиками развития являются: необратимость; прогресс/регресс;
неравномерность; сохранение предыдущего в новом; единство изменения и
сохранения.
Существуют разные
точки зрения на решение этого вопроса:
Так, согласно одной
из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К.
Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми
по-разному[4, с. 192].
Согласно другой,
обучение - это только внешние условия созревания, развития. Развитие создает
возможности - обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в
хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит
через известные фазы и стадии.
Другими словами,
развитие есть постепенное становление сущностных сил ребенка, реализация
генетического фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания,
взаимодействия организма с эколого-природной и социумной средой, а также
воспитания, образования и обучения.
4.
Философские и психологические концепции образования
Как уже понятно из
вышеизложенного, образование и такие составляющие его смысловые единицы, как
воспитание, обучение, развитие, представляют собой сложный феномен, объяснить
который пытались многие философы, педагоги, психологи. В целом философские
концепции обучения были рассмотрены в предыдущем разделе при описании
исторического развития идеала педагогики. В этом разделе мы остановимся более
подробно на психолого-педагогических теориях обучения, а именно:
ассоциативно-рефлекторной концепции обучения (традиционное обучение); основах
проблемного обучения; программированном обучении; теории поэтапного
формирования умственных действий; знаково-контекстном обучении.
Образовательный
процесс, начиная со второй половины XVIII века, становится объектом
теоретического, не только педагогического, но и психологического осмысления. До
конца позапрошлого столетия господствовала ассоциативная теория, в начале XX
века сразу две теории - бихевиоризм и гештальтпсихология - сформулировали
основные положения обучения. И только во второй половине XX столетия возникли
самостоятельные теории или, точнее, направления обучения. С начала столетия на
основе этих психологических теорий формировались определенные направления и
теории обучения[5, с. 136].