Пользовательского поиска

Общими характеристиками развития являются: необратимость; прогресс/регресс; неравномерность; сохранение предыдущего в новом; единство изменения и сохранения.

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:

Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному[4, с. 192].

Согласно другой, обучение - это только внешние условия созревания, развития. Развитие создает возможности - обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии.

Другими словами, развитие есть постепенное становление сущностных сил ребенка, реализация генетического фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания, взаимодействия организма с эколого-природной и социумной средой, а также воспитания, образования и обучения.

 

4. Философские и психологические концепции образования

Как уже понятно из вышеизложенного, образование и такие составляющие его смысловые единицы, как воспитание, обучение, развитие, представляют собой сложный феномен, объяснить который пытались многие философы, педагоги, психологи. В целом философские концепции обучения были рассмотрены в предыдущем разделе при описании исторического развития идеала педагогики. В этом разделе мы остановимся более подробно на психолого-педагогических теориях обучения, а именно: ассоциативно-рефлекторной концепции обучения (традиционное обучение); основах проблемного обучения; программированном обучении; теории поэтапного формирования умственных действий; знаково-контекстном обучении.

Образовательный процесс, начиная со второй половины XVIII века, становится объектом теоретического, не только педагогического, но и психологического осмысления. До конца позапрошлого столетия господствовала ассоциативная теория, в начале XX века сразу две теории - бихевиоризм и гештальтпсихология - сформулировали основные положения обучения. И только во второй половине XX столетия возникли самостоятельные теории или, точнее, направления обучения. С начала столетия на основе этих психологических теорий формировались определенные направления и теории обучения[5, с. 136].

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта