Пользовательского поиска
|
Воспитание
осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и
вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое
воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и, в свою
очередь, обучение должно действовать на воспитание.
Воспитание
осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими
целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где
происходит и некоторое стихийное обучение и научение.
Воспитание
осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы,
дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и
целенаправленным обучением и научением. Такое часто жесткое жизненно
реалистичное именно на момент воздействия воспитание старшими, сверстниками
часто оказывается решающим[3, с. 78].
Что касается сущности
психологического понятия "развитие", то оно в своей педагогической
ценности обозначает поступательно-прогрессивные, количественные и качественные,
психосоматические и духовные изменения в организме личности ребенка,
совершающиеся в результате естественного обмена веществ, а также его
вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально педагогически
организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений.
Ребенок не может
формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от
общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих
потребностей, вне системы общественных отношений.
Общественные
зависимости, отношения, общение, образующиеся в социальной деятельности людей,
являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в
человеке.
От богатства действительных
общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность
превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие
способности к труду, творчеству, общественной деятельности,
общению. Связь обучения и развития человека - одна
из центральных проблем, например, педагогической психологии.
При ее рассмотрении
важно отметить, что: а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное
поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные
интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом
человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев), б) развитие, особенно личностное, не
прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению,
интенсивности, характеру и качеству.