Пользовательского поиска
|
изменения в мире, и
наоборот, эти направления суть отражение складывающихся тенденций в
образовании.
Более точно эта
главная мысль данного раздела - о неразрывной связи образования и культуры,
человеческого общества - будет раскрыта при описании истории образования как
смене педагогических идеалов в процессе развития общества.
3.
Образование как единство обучения, воспитания и развития
Понятие
"образование" есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная
и полисмысловая. Однако, несмотря на различие подходов к толкованию понятия
образования, в нем содержится нечто всеобщее, единое и сущее.
Во многих учебниках,
энциклопедиях и справочниках понятие "образование" трактуется как
процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется
с понятием "обучение".
Под обучением в
современной науке и педагогической практике понимаются активный
целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного
опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.)
и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить
этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в
качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта.
Воспитание
есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или
вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых
обществом в каждый данный исторический период его развития как социально
значимых, позитивных) ценностных ориентаций, принципов поведения, систем
оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф.
Лазурский, В.Н. Мясищев).
Воспитание
рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических
и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое,
трудовое, физическое и т.д.
Взаимосвязь
понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней
мере, четырех типов:
Воспитание неотрывно
от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы,
средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами,
в котором они как бы сливаются воедино. "Обучая, мы воспитываем,
воспитывая, мы обучаем", - отмечал С.Л. Рубинштейн. В такой форме
воспитание входит в учебный процесс, который определяется в этом случае как
воспитывающее обучение.