Пользовательского поиска
|
Четвертая тенденция
соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий
перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных
способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим
процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это
предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной
деятельности обучающихся.
Пятая и шестая
тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и
фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной
деятельности обучающихся, где акцент переносится "с обучающей деятельности
преподавателя на познающую деятельность студента".
Тенденции изменения
общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают с общими принципами
его реформирования в мире и в России. Это следующие основные принципы:
·
интеграция всех воспитывающих сил общества,
органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания
подрастающих поколений;
·
гуманизация - усиление внимания к личности
каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на
формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими
качествами;
·
дифференциация и индивидуализация, создание
условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося;
·
демократизация, создание предпосылок для
развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов,
заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие
общественности в управлении образованием.
Существенно, что эти
принципы реформирования образования, судя по материалам ЮНЕСКО, соотносимы с
основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества.
К этим направлениям были отнесены: общепланетарный глобализм и гуманизация
образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания
обучения; междисциплинарная интеграция в технологии образования; ориентация на
непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции[2, с. 154].
Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления