Пользовательского поиска
|
является человек,
личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий
для саморазвития, самодвижения конкретной личности.
Вышеуказанное не
означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы
знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип
ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический,
ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование
обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры
полезности), то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на
интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и
саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала
(как отражение зарождающейся культуры достоинства).
Таким образом,
образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет
несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в
ходе исторического развития человеческого общества.
2.
Тенденции развития современного образования
Один из ведущих
исследователей проблем психологии высшего образования А.А.Вербицкий выделил
следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в
разной степени до конца XX века.
Первая тенденция -
осознание каждого уровня образования как органической составной части системы
непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы
преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения
профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной
деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в
учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу
формирования нового типа обучения - знаково-контекстного, по А.А.Вербицкому.
Вторая тенденция -
индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее
технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность
современного общества.
Третья тенденция -
переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам
обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким
использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами,
как метафорично отмечает А.А. Вербицкий, тенденция перехода от "школы
воспроизведения" к "школе понимания", "школе
мышления".