Пользовательского поиска
|
всей образовательной
системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.
Настоящий период
времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением
системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом
ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические
реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике
в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым.
"Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются
"новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями[1,
с. 47].
Все выдающиеся
педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о
ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не
исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских
духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей
общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие).
Так, Лев Николаевич
Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом
- педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные
и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов
дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью
общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать,
что основной ценностью образования в этот период признавались именно
личностно-ориентированные ценности.
Одной из
педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности,
является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую
организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало
ведущее место, как ценности, созидаемой человеком.
В настоящее время
идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования,
для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма,
Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация
гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным,
общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и
воспроизводство их в новых поколениях.
Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы