Пользовательского поиска
|
При постфигуративной
культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и
т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников и взрослые не могут
вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной
"преемственности жизни", прожитое взрослыми - это "схема
будущего для их детей".
Этот тип культуры,
согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до
начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в
диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.
Кофигуративный тип
культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более
широко - у современников.
Однако этот тип
культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах,
поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в
сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов
в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни
требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация
объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда
референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а
именно сверстники.
Префигуративная
культура, "где взрослые учатся также у своих детей", отражает то
время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят,
это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому,
сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть
история цивилизации.
Очевидно, что разные
подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и
образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между
сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и
накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное
образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.
Целью настоящей
работы является рассмотрение поиска путей решения образовательной проблемы
через обращение к другим педагогическим культурам.
В работе поставлены
следующие задачи:
1. Рассмотрение
ценностей образования
2. Рассмотрение
тенденций развития современного образования
3. Рассмотрение
образования с точки зрения единства обучения, воспитания и развития
4. Рассмотрение
философских и психологических концепций образования
5. Рассмотрение
таксономии образовательных целей