Пользовательского поиска
|
принципа обучения к
"культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был
стремиться педагог в своей деятельности.
Цели образования
имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования
как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества
в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей
культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и
морально-правовых устоев членов общества.
Кроме того, можно говорить
о двух значениях слова "цель" в педагогике. В более узком смысле
образовательная цель связана с проблемой передачи педагогами и усвоения
обучающимися знаний и может быть названа целью обучения. Такая цель всегда
конкретна и связана с конкретным уроком, лекцией и т.д. Некоторые авторы
предлагают называть их задачами, или целями, обучения.
Концепцию целей
обучения предложил Э. Стоунс, выделивший три уровня умений, которые связаны
соответственно с тремя типами задач, для которых эти умения предназначены.
Между умениями разных уровней существует иерархическая связь, что важно
учитывать при организации процесса обучения.
В более общем виде
можно говорить о целях образования, являющихся системообразующими по отношению
к целям-задачам обучения. Цели образования в таком аспекте являются тесно
связанными, практически проекцией ценностей образования и имеют иерархическое
строение.
Одну из первых
классификаций (таксономий) целей образования предложил американский ученый Б.С.
Блум. Ценность этой работы состоит в том, что она позволяет разобраться в
сложной проблеме целей.
Б.С. Блум предложил две таксономии целей: одна
касается целей, относящихся к когнитивной (познавательной) области, другая - к
аффективной области.
В основе его
систематизации лежит иерархическая структура: цели, требующие освоения навыков
более высокого уровня сложности, включают цели, требующие менее сложной
деятельности. Категории навыков распределены от простых к сложным, от
конкретных к абстрактным.
Но любая, даже самая совершенная, система целей образования мало поможет на практике, если не будут известны пути достижения каждой конкретной цели. Отсюда следует и другая проблема образовательных целей. Разработанные к настоящему времени концепции обучения часто помогают достичь схожих образовательных целей. В чем тогда должен быть критерий выбора средства достижения цели? Не породит ли таксономия целей новые концепции "ради самих целей"? Не ограничит ли жесткими рамками творческий