Пользовательского поиска
|
названа
ориентировочной, вторая - исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое
значение ориентировочной части, считая ее и "управляющей
инстанцией"[6, с. 87].
Достаточно широкое
распространение в профессиональном (высшем и среднем) образовании получает в
настоящее время знаково-контекстное, или контекстное обучение. В этом обучении
информация предъявляется в виде учебных текстов ("знаково"), а
сконструированные на основе содержащейся в них информации задачи задают
контекст будущей профессиональной деятельности. По А.А. Вербицкому, предметное
и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в
учебном процессе всеми дидактическими средствами, формами, методами, среди
которых одно из основных мест занимает деловая игра. Деловая игра понимается
как форма знаково-контекстного обучения, в которой участники осуществляют
квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учения, так и
труда.
5. Проблема
таксономии образовательных целей
Разработка целей
различной степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной
практике - важная задача педагогики. Цели обучения определяют успешность
процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия
целей:
·
цели образования в обществе, обусловленные
социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными
ценностями членов общества;
·
цели образования, реализуемые на различных
этапах системы непрерывного образования;
·
цели образования, реализуемые в учебном
процессе конкретного образовательного учреждения;
·
цели образования, реализуемые через учебный
предмет и деятельность учителя.
С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Это движение образования, связанное, как мы видели в предыдущих разделах, с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от "природосообразного"