Пользовательского поиска
|
В соответствии с
названными основаниями традиционное обучение может быть охарактеризовано как
контактное (может быть и дистанционным), сообщающее, основанное на принципе
сознательности (осознание самого предмета освоения - знания), целенаправленно
неуправляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу,
внеконтекстное (в системе высшего образования - без целенаправленного
моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной).
Проблемное обучение
основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения
теоретических и практических проблем, задач в создающихся в силу этого
проблемных ситуациях (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев,
И.Я. Лернер и др.). Проблемная ситуация возникает у человека, если у него есть
познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при
наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и
неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Возникновение
программированного обучения связано с именем Б.Ф. Скиннера, который в 1954 году
призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за
счет управления этим процессом. Категория управления рассматривается в качестве
центральной для программирования. В основе программированного обучения лежат
общие (В.П. Беспалько) и частные дидактические принципы последовательности,
доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в
ходе выполнения главного элемента программированного обучения - обучающей
программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для
программированного обучения существенно наличие "дидактической
машины" (или программированного учебника). В этом обучении в определенной
мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся
программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения
управляется программой.
Преимущества
управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно и
теоретически обоснованно представлены в направлении обучения, основанном на
психологической теории поэтапного формирования умственных действий.
П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и