Пользовательского поиска
|
Вместе с тем многие подростки
стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки.
Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются
внешние формы отстаивания своей независимости, такие как, дерзость в общении.
Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако
подросток в действительности сенситивен к культурным ожиданиям его поведения в
отношении к родителям.
В то же время для подростков
характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Основные сложности в
общении, конфликты возникают из – за родительского контроля за поведением,
учебой, выбором друзей. Существуют
несколько стилей воспитания, определяющего особенности отношений подростка со
взрослыми и его личностное развитие.
Демократичное – взрослые ценят в
поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами
предоставляют ему право быть самостоятельным в каких – то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно
требуют выполнение обязанностей. Контроль основанный на теплых чувствах и
разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто
прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать
другое. Формирование взрослости при таких условиях происходит без особых
переживаний и конфликтов.
Авторитарный стиль общения – это
требование от подростка беспрекословного подчинения и отказ со стороны взрослых от объяснения
причин своих указаний и запретов. Взрослые жестко контролируют все сферы жизни,
причем могут это делать и не вполне корректно. При таких условиях подросток
замыкается в себе, часть из них идет на конфликт.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль
сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь
неизбежна полная потеря контакта.
Сочетание безразличного отношения со
стороны взрослых и полное отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный
вариант отношений взрослых и подростков. Подросткам дозволяется делать все, что
им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы
снимает со взрослых ответственность за последствия поступков детей.
Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи – развитие своих интеллектуальных