Пользовательского поиска
|
общении со взрослыми на «равных»,
редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого как правило,
становиться противопоставление своего «Я» взрослым, потребность в автономии.
В младшем подростковом возрасте пути
компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со
взрослыми обычно такие: стремление к снижению ценности желаемого общения;
стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов;
фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.
Для старших подростков более
свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция
оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа
(неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных
конфликтов).
Кризис подросткового возраста более затяжной и
острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у
подростков возникает много таких, актуальных действительно потребностей,
которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной
зрелости школьника.
Понять другого человека можно только
при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая
распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!».
Спешка, не умение и не желание выслушать, понять то, что происходит в сложном
юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери,
самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в
первую очередь создает психологический барьер между родителя и растущими
детьми.
В работе Кона И.С. приведено описание следующего опыта проведенного в Ленинграде: группу школьников, учеников девятого класса попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники. После этого приглашенных в школу отцов и матерей попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо более точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не смогли понять задание: « Что значит – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков