Пользовательского поиска
|
Важность для подростка его общения со
сверстниками часто скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его
взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. А ведь
это одна из самых значимых сфер отношений подростков. Влияние родителей уже
ограниченно – им не охватываются все сферы жизни как было в младшем школьном
возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно
наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в
вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и
т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,
нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции
родителей и других значимых взрослых.
Первый источник этих проблем –
непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные
представление о переживаниях, мотивах тех Илии иных поступков, стремлениях,
ценностях и т.д. Взрослые часто недооценивают значение сферы общения со
сверстниками для подростка.
Исследование показало, что чем старше
становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его
взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV – V соответствуют действительности, то
представления взрослых о переживаниях учащихся VII –VIII классов весьма от нее
далеки. Очень часто представления
родителей и учителей сближаются, другими словами родители перестают видеть
своих детей, а учителя учеников, а место этих конкретных и разных подростков
начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из
газет, разговоров взрослых между собой, но только не из реального живого
видения ребенка.
И родители и учителя подростков, в большинстве своем не умеют ни увидеть ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить детские формы контроля, общения с детьми. Именно в этот момент подростки начиная с V класса отмечают в качестве своей главного основания своих огорчений в общении с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (V класс), «огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (VIII). Особенно это остро проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в