Пользовательского поиска
|
Эти качества не всегда сочетаются в
одном лице. Отсюда - дифференциация оценок учителей и самих отношений с
ними. В принципе старшеклассник готов
удовлетвориться более менее специализированными отношениями интеллектуального
порядка. Учитель, который отлично знает
и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет
эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем школьнику хочется встретить
в лице учителя настоящего друга, причем
уровень его требований к этой дружбе достаточно высок.
Главное препятствие взаимопонимания
учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений, наивно – бюрократический
«школо» и «учебоцентризм». Учитель, озабоченный прежде всего учебной
успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы
преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические
опасности и вредности своей профессии.
Многих учителей и вне школы
отличает назойливо – дидактическая, поучающая манера держать себя в руках
затрудняет эмоциональное самовыражение.
Подростковая личность всегда
противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей –
неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка
его по каким – то усредненным, формальным и внешним показаниям, таким как
внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Но самый легкий, послушный
и покладистый ребенок не всегда самый
искрений или самый инициативный. В средней и старшей школе отношения учителя с
учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг к
другу, прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая
у учащихся.
Отношения между учителем и учеником
никогда не бывают, и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные
различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных
ролей.
Учитель, нарушающий эти незримые
границы, не только ставит себя в ложное
положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и
наставника. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени
искренности.
4. Психологическое тестирование школьников «референтная группа»