Пользовательского поиска
|
Развитие системы
образования в России, вследствие растущей и углубляющейся взаимосвязи и
взаимозависимости всех стран и народов мира, невозможно рассматривать в отрыве
от процессов и тенденций развития мирового образовательного пространства.
Появились и стали быстро развиваться такие направления сравнительной
педагогики, как политика и планирование образования, экономика образования,
социология образования и др. Получили дальнейшее более глубокое развитие как
вопросы методологии и методики сравнительно-педагогических исследований, так и
практические вопросы реформирования систем образования.
Современная концепция
непрерывного педагогического образования в мире выглядит следующим образом:
Начальное
фундаментальное педагогическое образование обеспечивается в стенах
педагогических колледжей, институтов или университетов, причем во всех странах
ярко выражена тенденция перехода на университетское педагогическое образование.
Период адаптации и
становления профессиональной деятельности молодого учителя под руководством
более опытных учителей школы (в Казахстане и России этот процесс получил
название наставничество, в Англии - пробный год (тьюторинг) и США - менторинг,
который занимает по продолжительности от одного до трех лет.
Повышение
квалификации работающих учителей (а также учителей, прервавших на время свою
профессиональную деятельность и снова приступающих к работе в школе) на
долгосрочных и краткосрочных курсах, которое осуществляется в вузах,
специальных учреждениях повышения (или усовершенствования) квалификации,
учительских центрах и школах (последний тип повышения квалификации получил
большое распространение в Англии и США);
Самообразование
учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих
преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях,
семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями
в педагогической науке). Повышение квалификации в процессе самообразования не
требует государственных затрат, но подходит лишь тем, у кого имеется высокая
мотивация к учебе. Такая мотивация обеспечивается введением профессиональной
лестницы. Чем выше профессиональный уровень деятельности учителя, тем выше
уровень заработной платы, причем эти различия иногда довольно значительны.
Система профессиональной подготовки будущего учителя в вузах Англии и США является многоуровневой - бакалавр, магистр. В Казахстане и России – бакалавр, специалист, магистр. Срок обучения колеблется от 4 до 11 лет. Большинство учителей выходит из университетов в звании магистра гуманитарных наук в образовании или