Пользовательского поиска
|
внимание уделил
проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им
в целом ряде работ.
В самом начале своей
педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый
существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток
хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»
Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку
не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е
гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари,
отставные солдаты, т.е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более
педагогического образования.
В статье «О пользе
педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять
авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был
представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования
к нему.
В этой же статье К.
Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя:
«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует
себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей
истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся
за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим,
могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по
наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства
и им живут целые пополнения».
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть