Пользовательского поиска
|
владеть искусством
своей профессии. “Есть искусство, и есть творчество”,- говорил
В.Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно
возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих
процессах в искусстве. Так, творческий урок становится антитезой другого урока,
в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает
проблема “внешнего” и “внутреннего” в искусстве ведения урока. Одно дело, если
урок - лишь привнесение неких новых добавлений к впечатлениям школьников.
Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема
“внешнего” и “внутреннего” на уроках есть, по сути, реальное взаимоотношение.
Современный опыт
ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным
творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное,
пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к
звучащему, со своим жизненным опытом. Если учитель, продумывая урок, не берет в
качестве “материала” самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то, как ему
обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко
пережитым, прочувствованным?
Всякая
художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для
учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”. Этот
процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду
искусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от
фальши, писал: “Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало
воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественном
творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и
только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к
педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ,
его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить
через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих
собственных. Я считаю, что для урока психологическая, техническая,
интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо
подготовиться к уроку еще и эмоционально, применить свое актерское мастерство.
Особенно важно в
эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный
тон урока. Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве.
Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти
верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,-
одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.