Пользовательского поиска
|
к профессиональной
адаптации молодого учителя говорит существование специальных программ, которые
получили название: в России - стажировка и наставничество, в Англии - пробный
год и тьюторинг, в США - учитель первого года и менторинг.
Среди важнейших целей
наставничества во всех сравниваемых странах традиционно называется формирование
индивидуального профессионального стиля, активности и самостоятельности.
Решение этой задачи во многом определяется выбором наставника, основными
функциями которого являются: помощь новичку в оценке своей деятельности,
совершенствовании методов преподавания, составлении инструкций и заданий для
учащихся.
Природа
педагогического труда требует постоянного движения, творческого поиска.
Значение самообразования учителей особенно возрастает в настоящее время, когда
происходит невиданное ускорение прогресса во всех сферах производства и
обслуживания, что порождает потерю относительной устойчивости профессиональных
знаний и умений, их быстрому “моральному износу”.
Формы педагогического
самообразования различны и многообразны. Это, прежде всего: самостоятельная
исследовательская работа по определенной тематике по специальности, педагогике
или методике под руководством преподавателей вузов, опытных учителей
внутришкольных и межшкольных методических объединений или наставников.
Самостоятельное изучение достижений педагогической науки и передового
педагогического опыта в библиотеках, на открытых уроках и мероприятиях опытных
учителей, творческое обучение в школе молодого учителя. Участие с докладами и
выступлениями на методических и практических семинарах, конференциях,
педагогических чтениях и многое другое.
Можно выделить
следующие общие тенденции в развитии педагогического образовании в мире:
а) Возрастание в
подготовке учителей роли университетов - многопрофильных учебных заведений,
которые одновременно готовят и к другим специальностям и профессиям.
б) Средний возраст
учителей повышается, их состав становится более стабильным, в их составе все
больше работает учителей-женщин.
в) Повышены требования
к поступающим в педагогические учебные заведения, увеличен срок обучения в США
с 4 до 5 лет, в Англии - с 2 до 3 лет в колледжах и с 3 до 4-5 лет в
университетах, в России - с 5 до 6 лет.
г) Усилилось внимание к профессиональной ориентации на профессию учителя в школе, семье и вузе. Совершенствуются структура организации, формы и методы