Пользовательского поиска
|
Ввиду того, что технология
предполагает предварительное определение диагностической цели, нужно
определить, возможна ли установка диагностической цели в образовании.
В соответствии с законом РФ «Об
образовании» само образование представляет собой совокупность процессов
обучения и воспитания.
В обучении такой диагностической целью
может выступать определенный объем учебного материала, способов действий,
которые необходимы школьнику в дальнейшем при подготовке к профессиональной
деятельности. Качество усвоения конкретного учебного материала легко поддается
итоговому контролю.
Таким образом, в обучении возможно
построение и использование на практике технологий.
С.А.Смирнов говорит о том, что
использование широко применяемого сочетания «педагогические технологии»
неправомерно, так как понятие «педагогический» подразумевает не два процесса,
как в образовании (обучение и воспитание), а три – обучение, воспитание,
развитие.
Если в обучении возможно применение
различных технологий, то воспитание и развитие, как одни из составляющих
педагогики, не могут быть организованы на технологическом уровне.
В воспитании диагностическую цель
определить сложно. Человек слишком многофакторная структура, обладающая
значительным количеством как психических, так и личностных особенностей. Так
как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и
воспитания, а термин «технология» к процессу воспитания неприменим,
следовательно, сочетание «образовательные технологии» использоваться не может.
Процесс развития еще более сложный и
менее изученный, чем воспитание. Современный уровень знаний в психологии и
почти полное отсутствие системных данных по другой стороне понятия «развитие» -
личностное не позволяет поставить диагностическую цель в процессе развития [10,
с.249].
И.П. Подласый в статье «Где помогут
технологии?» по этому поводу отмечает, что в сфере воспитания сегодня можно
говорить только об элементах технологизации, использование которых делает
воспитательный процесс более эффективным. Простая и ясная процедура на
производстве, технология в школе приобретает такие сложные и неожиданные
признаки, что говорить об адекватной производственной технологизации воспитания
невозможно.