Пользовательского поиска
|
С одной стороны, исследователи
отмечают, что понятие «образовательная технология» (технология в сфере
образования), представляется несколько более широким, чем понятие
«педагогическая технология» (относящееся к сфере педагогики), ибо образование
включает, кроме педагогических, социально – политические, управленческие,
культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические,
экономические и другие смежные аспекты.
С другой стороны, педагогика
традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие
образование человека.
Кроме того, понятие «педагогическая
технология» относится ко всем разделам педагогики (социальная, вузовская,
индивидуальная, коллективная, семейная, внешкольная, средовая,
производственная, коррекционная, лечебная, педагогика здоровья и т.п.).
Г.К.Селевко дает следующее определение
педагогической (образовательной) технологии: «это система функционирования всех
компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе,
запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным
результатам» [14, с.9].
Любая педагогическая технология
охватывает определенную область педагогической деятельности, с, одной стороны,
включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих
технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть
в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня.
В этой иерархии (вертикальной
структуре) он выделяет четыре соподчиненных класса образовательных технологий,
адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций.
1. Метатехнологии представляют
образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области
образования (социально – педагогический уровень). Это общепедагогические
(общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают
целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Например, технология развивающего обучения, технология управления качеством
образования в регионе и т.д.
2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой – либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический,