Пользовательского поиска
|
Далее нами были
рассмотрены ценностные ориентации подростков, а именно: инструментальные и
терминальные ценности. Содержание этих двух групп ценностей позволяет с одной
стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия
направленности характера личности, а с другой – позволяет выявить умение
подростка дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности, что
свидетельствует об определенном уровне развития его личности.
Для построения
ценностно-ориентационной системы личности использовалась методика построения
ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании ценностей.
При обработке результатов исследования нас интересовала гармоничность
терминальных и инструментальных ценностей, т.к. система ценностных ориентаций
определяет содержательную сторону направленности личности подростка и
составляет основу отношений с окружающим социумом, основу мировоззрения, основу
жизненной концепции. Система ценностных ориентаций определяет содержательную
сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации
жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М.
Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич
различает два класса ценностей:
1. Терминальные -
убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того,
чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18
ценностей.
2. Инструментальные -
убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является
предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен
набором из 18 ценностей.
В результате исследования нами было выявлено четыре типа личностей среди испытуемых. К первому типу были отнесены следующие подростки: Юля, Саша, Юра, Маша, и Ира. Первый тип, наиболее сформированный, характеризуется такими ценностями как: продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Этих подростков отличают высокие требования к жизни, высокие притязания. Они отвергают такие инструментальные ценности как честность и чуткость (заботливость). Для этого типа несформированными оказываются терминальные ценности (ценности цели). Таким образом, можно заключить, что этот личностный тип испытуемых в плане самореализации ориентирован на практический аспект жизнедеятельности, на формирование профессионализма и карьерного роста в будущей профессиональной