Пользовательского поиска

Дети, совершившие впоследствии корыстные посягательства, чаще воспитывались в эмоционально-отчужденных семьях, что вело к задержке в формировании устойчивости самооценки, личностной определенности, адаптированности.

Изучение семей, которые вызывают или могли бы вызвать отклоняющееся поведение детей, позволило обобщенно разделить их на три группы. К первой группе относятся такие семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю и т. п. или асоциальное поведение. Ко второй группе относятся семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, дефицит любви, враждебность доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия во взаимоотношениях. Для третьей группы характерны деформации в сфере воспитания: острая ролевая дихотомия, когда отец является авторитетным представителем общественных норм и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка; дефицит заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; преобладание штрафного воздействия на детское поведение; ограничивающий характер требований к ребенку, которые высказываются часто в форме запретов («не делай этого!»), что приводит к дефициту конструктивных элементов в детском поведении; воспитательное воздействие направлено преимущественно на формирование послушания и дисциплины у ребенка. В подобных семьях распространено также либеральное воспитательное воздействие, в результате которого затрудняется формирование последовательной системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерная опека над ребенком со стороны одного или двух родителей; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам социального контроля.

Необходимо отметить, однако, что каждая семья является уникальной системой и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным. В системе анализа взаимодействий семьи, школы и среды важными представляются факторы, определяющие жизненную позицию старшеклассников. В этой связи ученикам, родителям и учителям некоторых школ г. Новосибирска был предложен вопрос: «Что определяет жизненную позицию подростка?». Всего было опрошено 139 представителей каждой стороны. Результаты представлены в табл. 1.

Как видно из таблицы, все категории опрошенных считают семью основой формирования жизненной позиции подростка. При этом, правда, учителя и родители одним из главных влияющих факторов считают наследственные задатки. Обращает на себя также внимание низкая оценка возможностей школы в определении жизненной позиции, особенно учеников и родителей.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта