Пользовательского поиска
|
Дети, совершившие
впоследствии корыстные посягательства, чаще воспитывались в эмоционально-отчужденных
семьях, что вело к задержке в формировании устойчивости самооценки, личностной
определенности, адаптированности.
Изучение семей, которые
вызывают или могли бы вызвать отклоняющееся поведение детей, позволило
обобщенно разделить их на три группы. К первой группе относятся такие семьи,
члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к
наркомании, алкоголю и т. п. или асоциальное поведение. Ко второй группе
относятся семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями существует
непонимание, дефицит любви, враждебность доминирующее влияние одного из
родителей, проявление насилия во взаимоотношениях. Для третьей группы
характерны деформации в сфере воспитания: острая ролевая дихотомия, когда отец
является авторитетным представителем общественных норм и в то же время не
интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка;
дефицит заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; преобладание
штрафного воздействия на детское поведение; ограничивающий характер требований
к ребенку, которые высказываются часто в форме запретов («не делай этого!»),
что приводит к дефициту конструктивных элементов в детском поведении;
воспитательное воздействие направлено преимущественно на формирование
послушания и дисциплины у ребенка. В подобных семьях распространено также
либеральное воспитательное воздействие, в результате которого затрудняется
формирование последовательной системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерная
опека над ребенком со стороны одного или двух родителей; воспитание ребенка в
духе неуважения к общественным нормам социального контроля.
Необходимо отметить,
однако, что каждая семья является уникальной системой и проявление
вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным. В системе
анализа взаимодействий семьи, школы и среды важными представляются факторы,
определяющие жизненную позицию старшеклассников. В этой связи ученикам,
родителям и учителям некоторых школ г. Новосибирска был предложен вопрос: «Что
определяет жизненную позицию подростка?». Всего было опрошено 139
представителей каждой стороны. Результаты представлены в табл. 1.
Как видно из таблицы, все
категории опрошенных считают семью основой формирования жизненной позиции
подростка. При этом, правда, учителя и родители одним из главных влияющих
факторов считают наследственные задатки. Обращает на себя также внимание низкая
оценка возможностей школы в определении жизненной позиции, особенно учеников и
родителей.