Пользовательского поиска
|
В результате исследований
мы выявили, что проявления таких социально-нравственных отклонений в поведении,
как насилие в разрешении межличностных конфликтов, корыстолюбие, нетерпимость и
негативизм связаны со стилем семейной социализации. Полученные результаты
позволяют дифференцировать стиль семейного воспитания подростков, совершивших
жестокие насильственные преступления (убийства, нанесение тяжких телесных повреждений,
квалифицированные изнасилования в сочетании со злостным хулиганством) и совершивших
корыстные преступления (кражи личного, государственного и общественного имущества).
Было установлено, что
несовершеннолетние, совершившие насильственные посягательства, в отличие от
ненасильственных корыстных преступников, большое значение придают правилам, регламентирующим
ситуации применения физического насилия, т.е. «точно знают», в какой ситуации и
как они должны применять физическую силу. Насильственной группе посягателей
свойственны идеализация и ритуализация насильственных форм поведения, что, по
нашему мнению, указывает на большую роль подобных стереотипов в поведенческой
практике этой группы преступников.
Изучение обстоятельств,
обусловивших насильственные способы решения конфликтных ситуаций, побудило
сопоставить условия семейной социализации представителей двух групп
несовершеннолетних преступников: насильственной и корыстной. Исследование
показало, что представители обеих групп воспитывались в неблагоприятной
семейной обстановке: родители, один или оба, злоупотребляли спиртным, часто
ссорились между собой, ссоры нередко переходили в драку, ребенка с детских лет
подвергали жестоким физическим наказаниям.
Эти дети чаще
воспитывались в условиях разделения семьи на две враждующие группы: ребенок и
мать — с одной стороны, отец — с другой. В условиях существования внутри семьи
двух враждующих группировок, подростки легко усваивали навыки агрессивного
насильственного поведения, так как наблюдение и испытание насилия на себе
сочеталось с высокой мотивационной готовностью использовать эти образцы в
собственной поведенческой практике, чему способствовали одобрения со стороны
матери, прививавшей ребенку ложное представление о социальной справедливости.
При этом дети из таких семей не были лишены материнской опеки, не испытывали
депривации эмоционального общения с матерью, что облегчило раннее формирование
высокой самооценки, самостоятельности, умения постоять за себя. Эти дети не
имели трудностей в освоении сферы «Я» — «Другие люди». Более того, часто они
впоследствии становились лидерами подростковых групп, носителями агрессивной субкультуры.