Пользовательского поиска
|
стью уравновешивания
противоположных тенденций, а, следовательно, с важной ролью семейного Мы в
становлении Я.
Социализация в семье может
трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей.
Если выделить три основных уровня потребностей – потребности в физическом,
психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может
быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе
с тем указанная последовательность этих потребностей раскрывает их изначальную
иерархию – прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать
свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В
повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности
обнаруживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций.
Среди потребностей
социального уровня – в образовании, труде, творчестве – выделим и потребности в
браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального самосохранения
личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального
статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для
ее полноценной самореализации.
Процесс социализации на
протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные
по времени и интенсивности стадии. Первая стадия – период активного становления
индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой
стадии осуществляется:
·
элементарная
или первичная социализация ребенка;
·
нормативно-фрагментарная,
маргинальная социализация подростка;
·
концептуально-целостная,
результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.
Вторая стадия – период
развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в
обществе:
·
в
качестве трудоспособного члена общества;
·
в
связи с выходом на пенсию.
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя". И,