Пользовательского поиска
|
ребенок, т.е. помещая его
в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения,
укрепляют этот "реализм", когда мир искривляется под себя и когда
оказывается невозможной подлинная кооперация с другими.
В этот же период (до 6-7
лет) зависимость ребенка как младшего от старших связана с его эмоциональной
односторонностью по отношению к родителям, чувствами "слепой" привязанности
и любви. Именно это, кстати, больше всего нравится в малышах малодетным родителям
(бэби-комплекс).
В полноценной семье после
7 – 8 лет освобождение ребенка от пут эгоцентризма, "реализма" и
зависимого почитания родителей идет быстрее. Но процесс формирования более
релятивистской картины мира может задерживаться. И тогда в среде сверстников
могут разгораться бои за навязывание своей Я-центристской концепции другим.
Причем обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи –
обстоятельствам, "помехам" со стороны других. "Хорошая"
социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально
компетентную личность, способную брать ответственность на себя, а не списывать
все на неблагоприятные условия.
В теории Дж. Мида процесс
формирования Я рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции,
как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их
роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но,
главное, он научается видеть себя со стороны. "Я-образ" - это
представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для
ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием
оценок этих "значимых других".
При общении ребенка с
отдельными "другими" начинает формироваться обобщенный образ своего
Я, причем лучше всего это происходит не при парном взаимодействии, а в
групповых интеракциях.
"Генерализованный
другой" – это обобщенный образ других, который легче конструируется в
группах, а не в диадных (парных) контактах. В сплоченных семьях
"генерализованный другой" идентифицируется с семейным МЫ и Я-образ
складывается не как простая сумма образов других людей, а как концепция Я,
присущая "генерализованному другому". Чем интегрированнее семья, тем
непротиворечивей Я-концепция ребенка.
Различия Я-образов в
разных группах – проводниках (агентах) социализации – будет заставлять человека
подбирать таких "значимых других", которые будут подтверждать
сложившуюся Я-концепцию.
Таким образом, умение входить в роль другого и видеть себя его глазами формирует ценность своего Я посредством переключения с одних ролей на другие. В теории Дж. Мида также подчеркивается та особенность ранней социализации, которая связана с неизбежно