Пользовательского поиска
|
Поскольку человек
существует в истории и изменяется не за счет анатомических трансформаций или
только наследственности, а благодаря изменениям своего поведения и культуры,
постольку результаты действий зависят не просто от сочетания внутренних и
внешних предпосылок, а от личностного определения возникающих жизненных
ситуаций, т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной оценки.
Индивид рождается с
генетически заданным набором физиологических потребностей. Но это рождение
происходит в разных по социально-экономическим условиям семьях (семейных ситуациях).
Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации
в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех
или иных потребностей.
Иными словами, надо знать,
какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют
на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка.
В разных теориях
социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социализации, что,
собственно, и отличает одну теорию от другой.
В психоанализе внимание
фокусируется на инстинктивных влечениях и на роли бессознательного. Семейные
ситуации типологизируются по взаимоотношениям матери – сына, отца – дочери.
Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная
конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в самых ранних детских
возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует
влечения взрослого все его оставшуюся жизнь. Психоанализ интересен
структурированием личности как взаимодействия противоречащих друг другу «сверх
Я» и «ОНО», достигающих уравновешивания в «Я».
Среди диспозиций
центральное место принадлежит Я как главной ценности личности. Поэтому
фрейдовская трактовка Я как регулятора между половым влечением к родителю противоположного
пола и социальным ограничением этого влечения интересна не содержательным
конфликтом между сексуальным и социальным, а моделированием конфликта между
обществом и личностью в самой структуре человеческого Я. Важно, что подобная
амбивалентность Я обнаруживается с первых дней социализации и что в
психоанализе показан механизм самоограничения Я, формирования совести или
социальной ответственности личности, умения подчинять индивидуальное общему.
Любовь или ненависть к родителям порождают чувство вины и разные формы
сублимации этих чувств.
В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и