Пользовательского поиска
|
Ослабление сплоченности
семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и
устойчивость как источника информации для индивида.
Чем сплоченнее семья, тем
сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы
свои".
Оппозиция своего и чужого
распространяется и на общезначимые ценности. Так, было бы дико, если бы дома, в
семье близкие люди вели себя как начальники и подчиненные и т.п. Такая
тенденция характерна для учреждений общественного воспитания, для детских домов
и приютов, воспитатели которых стремятся к тому, чтобы дети, находясь у себя
дома, вели себя как "на людях" по "полным" нормам
социального поведения.
Однако общечеловеческая
норма "своего" поведения в стенах своего дома отменяет служебную
субординацию и требует, чтобы, например, гость, даже если он генерал и вообще начальник,
вел себя именно как гость и чтобы хозяева не вытягивались перед ним во фронт, даже
будучи в действительности вне домашней жизни его подчиненными.
Как известно, в разного
рода неформальных группах и кликах (например, подростковых) эта тенденция
"свойскости", временной отмены общезначимого абсолютизируется.
Поэтому семья противостоит гипертрофии "чужести", навязываемых детям
в приютах, и свирепости "мы свои", обнаруживаемой в шайках и кликах
(своеобразным проявлением этого является присущее диким племенам людоедов
убеждение, что они никаким людоедством не занимаются: "Мы нас не ели, мы
их ели, потому что они – не мы", т.е. не люди).
Именно в семье
закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на
"чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или
"хорошим" семьям делает их самих "плохими" или
"хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной)
привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять
исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом
процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности,
характеризующейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля.
Нуклеарная семья является
той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и
откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов
семьи и других родственников и лишь затем – на социальное окружение и общество
в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент
рождения – еще только предпосылка и предусловие человека) делается личностью.
Недостаточно сказать
только о конечном результате, надо раскрыть и механизмы социализации. Это
заставляет взглянуть на поэтапное формирование личности с точки зрения вклада
семьи в становление механизма, управляющего поведением, т.е. в формирование
структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения.