Пользовательского поиска
|
Синкретическое мышление и мышление в
понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего
школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит только в
подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук.
Факты, полученные Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым, в этом плане вполне
согласуются с теми данными, которые в своих работах по развитию детского
интеллекта приводит Ж. Пиаже. С подростковым возрастом у него тоже связан
переход детей к стадии формальных операций, которая, по-видимому, предполагает
умение оперировать настоящими понятиями.
Рассмотрев основные этапы формирования
понятий необходимо обратиться к основным механизмам, движущим силам и средствам
психического развития.
Механизмом преобразования культуры в
мир личности, становления у ребенка культурных форм поведения для
Л.С.Выготского выступил открытый во
французской социологической школе механизм интериоризации – превращения
внешнего во внутреннее. Он полагал, что каждая культурная форма поведения
возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как
подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта
форма становится индивидуальной функцией самого ребенка»[10, с.96].
Изначально поведение ребенка является
социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество,
опосредованное культурными орудиями и знаками, первоначально выступает во
внешней форме. Постепенно оно вращивается (интериоризируется) и превращается во
внутренние формы поведения. Ребенок становится способным использовать средства
(орудия и знаки), освоенные в практике совместной деятельности, для управления
собственным поведением; он овладевает своим поведением, оно становится
произвольным, осознанным, субъектным.
Рассмотренные выше условия и источники
развития сами по себе не определяют развития – они еще должны быть приведены в
движение, преобразованы в процессе развития в индивидуальные способности
человека. Необходим ответ на вопрос о движущих силах психического развития, о
закономерностях этого процесса.
Согласно Л.С.Выготскому, движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Он писал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за