Пользовательского поиска
|
понятии.
Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и
углублении сферы применения данного понятия.
Образование
понятий – результат длительной, сложной
и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей,
процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в
глубокое детство. Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров были одними из первых
ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. Они
установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей.
С помощью этой методики было установлено,
что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени:
1. Образование неоформленного,
неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления,
обозначаемого одним словом.
Эта ступень в свою очередь распадается на три
этапа: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного
расположения предметов и приведение к одному значению всех, ранее объединенных
предметов.
2. Образование понятий-комплексов на основе
некоторых объективных признаков. Комплексы такого рода имеют четыре вида:
ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание
для отнесение предметов к одному классу). Коллекционный (взаимное дополнение и
объединение предметов на основе частного функционального признака). Цепной
(переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются
на основании одних, а другие – совершенно
других признаков, причем все они входят в одну и ту же группу),
псевдопонятие (внешне – понятие, внутренне – комплекс).
3. Образование настоящих понятий. Здесь
предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем
интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они
принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных
понятий, на котором ребенок выделяет группу предметов по одному общему
признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и
достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и
включаются в соответствующее определение.