Пользовательского поиска
|
Теория мышления ребенка, предложенная Ж.
Пиаже, получила название "операциональной" (от слова
"операция"). Операция по Пиаже, представляет собой "внутреннее
действие, продукт преобразования ("интериоризации") внешнего,
предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему,
основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует
симметричная и противоположная операция)".
В развитии операционального интеллекта у
детей Ж. Пиаже выделил следующие четыре стадии:
1.
Стадия
сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до
примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и
познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и
признаках.
2.
Стадия
операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи
лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс
интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные
представления.
3.
Стадия
конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до
11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4.
Стадия
формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от
11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка
выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями.
Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно
организованное целое.
В нашей
стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным
действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций,
разработанная П.Я. Гальпериным. В ее
основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними
интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Им была
разработана теория формирования мышления, получившая название концепции
планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы
интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее
полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными
свойствами.