Пользовательского поиска
|
теоретического образного
мышления извлекаются из долговременной памяти, а затем преобразуются).
Данная форма мышления наиболее полно и
развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у
взрослых - среди людей занятых практической работой. Этот вид мышления
достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о
предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не
касаясь.
Последний из видов мышления - это
наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс
мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность,
осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения
задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими
предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным
производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо
конкретного материального продукта.
Заметим, что перечисленные виды мышления
выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление
считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой
более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими
рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление
в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем практическое
и образное. Но с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам
по себе может развиваться относительно независимо от других и достичь такой
высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но
онтогенетически менее развитую форму»[7, с. 233-235].
1.2. Закономерности этапов развития мышления в онтогенезе
Мышление человека развивается, его
интеллектуальные способности совершенствуются.
Один из наиболее известных психологов
современности, швейцарский ученый Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта
в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его
развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом,
деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.