Пользовательского поиска
|
2.2. Анализ результатов исследования
2 этап. Проведение исследования.
Исследование проводилось в двух группах детей
старшего дошкольного возраста, в одну из которых входили дети с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи, другая состояла из детей возрастной
нормы. Количество детей в каждой группе – 10
человек.
1 группа – дети с
фонетико-фонематическим нарушением речи. Неполноценная речевая деятельность
накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и
аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной
смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и
последовательность заданий.
Связь между речевыми нарушениями и
другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности
мышления этих детей. Обладая в целом
полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными
их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без
специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением, установлением причинно-следственных связей.
Состояние связной речи таких детей
характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием
синтаксических конструкций, отмечаются трудности распространения предложений и
словообразования. В активном словаре ребенка преобладают существительные и
глаголы.
2 группа – дети возрастной нормы. Во
всех видах деятельности старшего дошкольника развиваются мыслительные операции,
такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление
причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность
рассуждать. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется
умение отвечать на вопросы и задавать их. Дети могут сами составить рассказ по
картине, серии сюжетных картинок, придумать сказку. Они используют в речи предложения
разных видов, имеют широкий запас слов, обозначающих названия предметов,
действий, признаков.
1.
Исследование
уровня обобщения.