Пользовательского поиска
|
Методика «Последовательные картинки»
Цель: Изучение умения понимать связь событий
и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные
связи, а также оценка общего развития речи.
Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от
3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть
красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по
содержанию возрасту детей. Можно использовать «Рисунки в картинках» Л.Радлова
или «Забавные истории» С.Сутеева.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально
с детьми 4 – 7 лет. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и
говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно
разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда
(указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда –
вторую, сюда – третью, сюда - последнюю».
После того как ребенок разложит все
картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать
по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают
вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить
допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают
подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то
экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает
разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить
задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают
ребенку последовательность событий.
Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания – считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли