Пользовательского поиска
|
Нами была выдвинута гипотеза: нарушение речевого развития
влияет на развитие мышления детей
старшего дошкольного возраста.
Для ее подтверждения нами была
организована и проведена исследовательская работа.
Этапы проведения исследовательской
работы:
1.
Определение инструментария и критериев
диагностического исследования;
2.
Проведение исследования;
3.
Анализ и обсуждение данных, полученных в ходе
исследования.
На 1 этапе были определены следующий
инструментарий и критерии диагностического исследования:
Методика «Исключение лишнего
предмета».
Цель: исследовать процессы
образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка
Подготовка исследования. Подготовить 10 таблиц размером 12*12
см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета
на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них – лишний,
например, кукла, пирамидка, матрешка и платье.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально
с детьми 3 – 7 лет. Ребенку показывают
по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета.
Три из них подходят друг к другу, а четвертый лишний. Как ты думаешь, какой
предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»
Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку (категориальный уровень обобщения) или делает обобщения на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации (нулевой уровень обобщения). Также выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют,