Пользовательского поиска
|
пользуются
схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвлённой
системе дорожек, и т.п.
Многие
виды знаний, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения
взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он
легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями,
отображающими существенные черты изучаемых явлений.
Таким образом, при соответствующих
условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими
дошкольниками обобщённых знаний. К таким знаниям относятся представления об
отношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих
её каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и д. Р.
Рассматривая формирование учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте,
мы уже знакомились с тем, какое значение имеет усвоение такого рода обобщённых
знаний для развития познавательных интересов ребёнка. Но оно имеет не меньшее
значение и для развития самого мышления. Обеспечивая усвоение обобщённых
знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих
знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач.
Приобретённые представления о существенных закономерностях дают ребёнку
возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих
закономерностей. Усвоив
представления о зависимости строения тела животных от условий их жизни, старшие
дошкольники могут, ознакомившись с новым для них животным, по его внешним
признаком установить, где оно живёт, как добывает пищу.
Переход
к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и использовать
обобщённые знания – не единственное
направление в развитии образного мышления дошкольников. Важное значение имеет
то, что представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он
овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы
в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное
расположение.
Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщённости и могут приводить детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка