Пользовательского поиска
|
работы
и учебных занятий уходят на усвоение ребёнком важнейшей для развития, как
интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом
категории-понятия»[7, с.265-275].
Общая характеристика мыслительной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте
Основы
развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве.
На третьем году жизни в умственном
развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для
последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности,
начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая
функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя
другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их
заместителями, результат же относится к самим предметам.
Наиболее
важной и всеобъемлющей системой знаков является язык. В развитых формах
мышления словесные рассуждения дают человеку возможность решать разнообразные
задачи, заменяя действия с реальными предметами и их образами. Такими формами
мышления дети раннего возраста ещё не владеют. Когда они приступают к решению
какой-либо задачи (например, задачи, требующей применения орудий), то не могут
сформулировать словесно, что будут делать. На вопрос: "Что ты будешь
делать?" - ребёнок либо не отвечает вовсе, либо отвечает: "Вот сделаю
- увидишь".
Знаковая
функция развивается первоначально в связи с практической деятельностью и лишь
потом переносится на употребление слов, даёт ребёнку возможность думать
словами. Предпосылкой возникновения знаковой функции служит овладение
предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Когда
действие начинает выполняться без предмета или с предметом, который ему не
соответствует, оно теряет своё практическое значение и превращается в
изображение, обозначение реального действия. Если ребёнок "пьёт" из
кубика, то это уже не питьё, а обозначения питья.
Следом
за обозначением действия возникает и обозначение предмета, замещение одного
предмета другим. Кубик используется в качестве чашки. Но, как мы видели,
сначала ребёнок не осознает замещение, не даёт предмету-заместителю названия
замещаемого им предмета. Осознание является не предпосылкой, а результатом
усвоения действий с предметами-заместителями.