Пользовательского поиска
|
присущие
речевому мышлению в целом. Слово – это
не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный
предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им,
обобщённо и, следовательно, выступает как акт мышления.
Но слово - это также средство общения,
поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не
относится ни к мысли, ни к речи; обретая своё значение, оно сразу же становится
органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л. С.
Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
Л. С. Выготский полагал, что в возрасте
примерно около 2 лет, т. е. в том, который Ж. Пиаже обозначил как начало
следующей за сенсомоторным интеллектом
стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает
критический переломный момент: речь начинает становиться
интеллектуализированной, а мышление речевым.
Признаками наступления этого перелома в
развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребёнком своего
словарного запаса, (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это
называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного
словаря. Ребёнок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и
обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле
лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач.
Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое
доказательство того, что ребёнок усваивает понятия. Решая какие-либо
интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать в слух, в свою очередь, признак
того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения.
Практически доступным для ребёнка становится значение слова как таковое.
Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается ещё в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребёнком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж. Пиаже отнёс стадию формальных операций, т. е. к среднему возрасту от 11-12 до 14-15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной