Пользовательского поиска
|
Развитие видов мышления у старших дошкольников
Введение
Любая деятельность человека, человеческая
практика может быть успешной только тогда, когда она сообразуется с законами
природы и общества в данной области действительности, соответствует этим
законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними,
не может быть успешной.
Обучение детей есть вид практики. Чтобы быть
успешным, оно, как всякая практика, должно сообразовываться, отвечать
объективным законам природы. Очевидно,
что речь должна идти о законах приобретения знаний и законах психического, в
частности, умственного познавательного развития.
Проблемами психического развития в
отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались
многие ученые:
Л.С. Выготский, П.П.Блонский,
С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин,
В.С.Мухина, Божович Л.И. и др.
Мышление принадлежит к
числу самых трудных психологических проблем.
Выготский
Л.С. писал, что «центральным для всей структуры сознания и для всей системы
деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно
связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в
зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к
осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей
психической деятельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые
действовали, автоматически, начинают действовать сознательно, логически.
Так же как и основные формальные ступени, по
которым идет построение личности ребенка, эти ступени связаны непосредственно
со степенью развития его мышления, ибо в зависимости от того, в какой системе
знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким
психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается
его внешний и внутренний опыт» [3, с.791-792].
По самой сути своей работы педагог имеет дело с человеком развивающимся. Только имея целостное представление об общем психологическом строе человека и его закономерных изменениях во времени жизни, возможно осуществлять достаточно грамотную педагогическую