Пользовательского поиска
|
познавательной
ориентировки человека в окружающей действительности требуется известная
преемственность между различными восприятиями, посредством которых в истории
развития личности совершается ее познание действительности. Сохранение этой
преемственности – не менее существенная сторона памяти, чем запомнить
определенное положение или частную операцию.
Восприятие
действительности у каждого человека исторично, связано со всей историей его
жизненного пути, включено в преемственную связь его опыта. Из этого контекста
черпает восприятие свое конкретное значение для воспринимающего субъекта – то,
что характеризует его в психологической реальности. Этот личностный контекст,
преемственная связь опыта сплетается из воспоминаний, воспроизводящих
пережитое.
Практическая
деятельность порождает необходимость не только в том, чтобы включать получаемые
в процессе восприятия знания о действительности в контекст определенной
ситуации личного опыта, но и в том, чтобы извлекать их из этого контекста,
абстрагировать от него. Если, восприняв тот или иной предмет, человек узнал его
свойства, ему для нужд действия нужно сохранить эти знания и иметь возможность
перенести их в любую другую ситуацию, используя их когда и где бы это ни
понадобилось. Ему важно, в частности, иметь возможность восстановить эти знания
в отсутствие предмета. Эту возможность дает воспроизведение в образе
отсутствующего предмета. В форме свободно воспроизводимых образов представления
выделяются из восприятия. Поскольку запоминание проявляется в узнавании
обобщенного значения предметов, имеет место воспроизведение не только
чувственного, но и обобщенного, смыслового содержания; поэтому возможно
воспроизведение не только восприятий, но и мыслей. Как при воспроизведении
восприятий, так и при воспроизведении мыслей запоминается и чувственное, и смысловое
в единстве; но в первом случае сам чувственный образ является собственно
объектом запоминания, который как бы освещается смысловым содержанием; в другом
случае чувственный – речевой – образ является лишь опорной точкой, а
собственным предметом запоминания является смысловое содержание, мысль. В силу
единства восприятия и мышления воспроизведение включает не только восприятия,
но и мысли. Поскольку в заучивании те или иные данные, запоминаясь,
отвлекаются, абстрагируются от тех частных условий, от той ситуации, в которой
они были закреплены, представления, воспроизведенные образы памяти
непосредственно переходят в абстракцию, обобщение, мышление.