Пользовательского поиска
|
Поскольку
очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку
всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не
воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема
усвоенного материала.
1. Забывание
– процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания
человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает
себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
На
забывание влияют следующие факторы:
·
Возраст
·
Характер информации и степень ее
использования
·
Интерференция – проактивная, связанная с
событиями, происходящими до запоминания материала; ретроактивная, связанная с
событиями, происходящими после запоминания материала
·
Подавление – активное, по Фрейду, забывание,
торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область
бессознательного.
Виды памяти.
Существует несколько оснований для
классификации видов человеческой памяти:
1. Классификация
видов памяти по продолжительности сохранения и закрепления материала.
А.
Мгновенная память – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание
в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов
сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от
вида стимулов различаются:
- память
иконическая – зрение;
- память
эхоическая – слух и др.
Предполагается,
что в мгновенной памяти удерживаются физические признаки информации; это
отличает ее от памяти кратковременной и долговременной, с их соответственно
вербально-акустическим и семантическим кодированием. Это отличие имеет условный
характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть
долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на
относительно ранних этапах обработки материала.