Пользовательского поиска
|
У
человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации
в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости
полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства
совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и
одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства
практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Память
лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания
ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка
в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки,
привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад
следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой
автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.
Выделяют
следующие процессы памяти:
1. Запечатление
начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи
информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где
происходит анализ и идентификация информации).
2. Хранение
– накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется в
эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической
памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая
память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных
действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая
память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся
в эпизодической памяти.
В
памяти информация может быть организована следующим образом:
Пространственная
организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет
установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);
Ассоциативная
организация – группировка элементов с какими-либо общими признаками;
Иерархическая
организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в
зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он
соответствует).
3. Воспроизведение
(извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в
составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться
двумя путями: узнаванием и воспоминанием.