Пользовательского поиска
|
Глава 3. Практическая часть
3.1. Постановка эксперимента
Задачи:
·
Изучить соотношение произвольной и
непроизвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
·
Изучить развитие слуховой механической памяти
детей младшего школьного возраста.
Место
проведения: начальная школа, группы детей по 10 человек (возраст 7 и 9 лет).
Для
проведения эксперимента были использованы две методики:
1. Методика
изучения произвольной и непроизвольной памяти.
2. Методика
«10 слов» - для изучения слуховой механической памяти.
Подготовка
эксперимента: мы взяли три набора предметных картинок размером 5*7 см (по 20 в
каждом). Каждый набор по тематике можно разбить на 4 группы: животные, фрукты,
овощи, одежда.
Проведение
эксперимента: проводится 3 серии эксперимента через день, индивидуально с
каждым ребенком. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют
одни и те же дети.
Первая
серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с
изображением предметов, которые он должен рассмотреть. Задача запомнить не
ставится, говорят: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на
них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации
ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».
Вторая
серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании
используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложит набор
картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?». После выполнения
задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки
по рядам.
Третья
серия. Изучение произвольной памяти. Ребенку показывают третий набор картинок,
предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их
припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка
экспонируется в течение 3 сек. После показа всех картинок дети воспроизводят по
памяти предметы, изображенные на них.